Мы используем файлы cookies, чтобы вам было удобно работать с сайтом.  Подробнее
Закрыть
  • Источник: Пресс-служба ВСК

Олег Овсяницкий: «Мы поставили перед собой амбициозную цель – по итогам 2020 года ВСК должна войти в топ-5 крупнейших страховщиков России»

– Как вы оцениваете результаты работы компании в 2017 году? Какие сегменты являются для ВСК сейчас наиболее интересными?

– Самым главным событием этого года стало для нас завершение процесса формирования страховой группы ВСК. Сегодня, кроме материнской компании – Страхового Дома ВСК, в нее входят «БИН страхование», страховая компания «Европлан» и «ВСК-Линия жизни». Мы считаем, что консолидация – это важный шаг на пути к укреплению рыночных позиций, в том числе за счет расширения страхового сервиса и продуктовой линейки.

Что касается результатов работы в 2017 году, могу сказать, что ВСК активно развивается, демонстрируя хорошие темпы роста бизнеса при сохранении высоких показателей финансовой устойчивости. По итогам 9 месяцев сборы группы увеличились на 36% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 57 млрд рублей (по РСБУ). Наша чистая прибыль выросла почти в два раза и составила более 6 млрд рублей. По-прежнему мы делаем фокус на розничных клиентов, одновременно продолжая активную работу и в корпоративном сегменте. Рост портфеля обеспечен благодаря планомерной реализации намеченных планов в сегментах каско, НС и ДМС, в которых нам удалось серьезно усилить свои позиции.

Кроме того, с этого года мы активно занялись развитием направления страхования жизни, и сборы за 9 месяцев уже составили более 8 млрд рублей. Мы высоко оцениваем перспективность этого сегмента. Страхование жизни в последние годы является драйвером роста российского страхового рынка, в первую очередь за счет инвестиционного страхования жизни. В компании «ВСК-Линия жизни» сформирована профессиональная команда, ядро которой составляют сотрудники, стоявшие у истоков бизнеса ИСЖ в России. Они способны проводить глубокую экспертизу и гибко реагировать на изменения рынка в части модернизации продуктов и технологий продаж. Мы ожидаем серьезного синергетического эффекта от объединения компетенций, а наши клиенты получат комплексный сервис по всем ключевым видам страхования.

Еще одним показателем результативности нашей работы можно назвать усиление позиций ВСК в рейтинге «РБК-500»: за год компания поднялась на 28 позиций и заняла 193-е место. По размеру чистой прибыли мы занимаем 23-е место среди крупнейших компаний финансового сектора.

 Расскажите, какие цели и задачи стоят перед компанией на ближайшую перспективу?

– Мы поставили перед собой амбициозную цель – по итогам 2020 года ВСК должна войти в топ-5 крупнейших страховщиков России. Стратегия развития группы до 2020 года предполагает рост сборов более чем в два раза (до 130 млрд рублей) и увеличение совокупных активов до 170 млрд рублей. Достичь таких высоких показателей мы планируем за счет развития новых сервисов и продуктов, масштабирования деятельности компании «ВСК-Линия жизни» и выхода на новые рынки. При этом рентабельность на вложенный капитал не может быть ниже 25%.

Особое внимание сегодня мы уделяем развитию в московском регионе. Наша цель – увеличить долю рынка здесь в ближайшие два года с 3,5 до 6,5%. Уже сейчас можно говорить о первых успехах реализации этого проекта: темпы роста сборов компании в Москве составляют порядка 150%.

Конечно, такие амбициозные задачи требуют от нас большой внутренней работы. Компаниям группы предстоит глобальная перезагрузка, чтобы совершить качественный скачок вперед. Мы намерены серьезно трансформировать наши отношения с клиентами и основной акцент в развитии сделаем на повышении эффективности бизнеса, монетизации клиентских данных, развитии дистанционного сервиса и формировании новых рынков.

 ВСК является активным игроком рынка ОСАГО. Как вы оцениваете складывающуюся ситуацию на рынке и каковы ваши прогнозы на 2018 год?

– К сожалению, можно констатировать только тот факт, что в последние годы ситуация в ОСАГО стабильно ухудшается. Из-за деятельности недобросовестных посредников и негибкой тарифной политики уже долгое время мы наблюдаем тенденцию падения среднего размера премии и роста средней выплаты. В половине регионов страны ведение бизнеса в этом сегменте нерентабельно, а в наиболее «токсичных» убыточность доходит до 300%.

На этом рынке довольно много больных вопросов, которые требуют серьезного обсуждения. И от того, сможем ли мы найти компромиссные решения, устраивающие все заинтересованные стороны, в значительной мере будет зависеть и общее самочувствие страховой отрасли, и отдельных компаний. Мы четко понимаем свою социальную роль в этом публичном законе. Тем не менее этот факт не должен отменять права страховщика на получение прибыли – это естественно.

Сбалансировать систему могли бы постепенная либерализация тарифов и наведение порядка с автоюристами. Если страховой рынок не будет двигаться в этом направлении в ближайшие годы, то, к сожалению, можно прогнозировать только дальнейший рост убыточности.

Пока что обсуждение этих вопросов идет очень сложно. Довольно часто аргументы оказываются бесконечно далекими от позиций экономики и права, а лежат исключительно в эмоциональной плоскости. Здесь мы против эмоций, но за четкий актуарный расчет.  

 Как вы оцениваете потенциал сегмента онлайн-продаж в страховании? Сегодня на его долю приходится менее 5%, может ли в ближайшие три года ситуация кардинально измениться?

– Понятно, что сегодня никакое развитие невозможно без современных технологий. В финансовом секторе трендсеттерами выступают банки: они первыми запустили онлайн-платежи и удобные мобильные приложения. Страховые компании выступают здесь скорее в роли догоняющих, но зато у нас есть возможность учитывать все ошибки, которые уже совершили банки, и наоборот, перенимать наиболее удачные решения.

И если раньше потенциал онлайн-канала в страховании вызывал у многих экспертов скепсис, сейчас сомнений в его перспективности практически не осталось. Обязательные продажи электронных полисов ОСАГО уже привели к росту сегмента директ-страхования почти в три раза, и эта тенденция будет продолжаться.

Страховщики активно продвигают онлайн-магазины, личные кабинеты страхователя и мобильные приложения, в которых предлагают клиентам широкую линейку продуктов. Однако лидером в этом сегменте станет тот, кто раньше других предложит полноценный объем онлайн-услуг. Я имею в виду 100%-ные онлайн-продукты, то есть когда дистанционно можно и приобрести полис, и урегулировать страховой случай.

Новое поколение клиентов, выросших на технологиях, предъявляет повышенный спрос к онлайн-сервису, в том числе в страховании. Игнорировать эту смену потребительского поведения невозможно, а значит, остается идти в ногу со временем, менять свои технологии и бизнес-модель.

Конечно, есть ряд факторов, которые могли бы существенно помочь развитию рынка онлайн-страхования. В первую очередь, это включение страховых компаний в перечень организаций, которые вправе использовать упрощенную идентификацию клиента с помощью государственных информационных ресурсов – системы межведомственного электронного взаимодействия, системы ПФР и ФФОМС.

 – Какие еще изменения вы наблюдаете в потребительском поведении нового поколения клиентов?

– Еще один глобальный тренд – особый спрос на персонифицированные продукты и сервисы. Что сейчас нужно клиентам, помимо максимального использования современных цифровых технологий, так это гибкие настройки, индивидуальная тарификация и персонализированный сервис.

 По экспертным оценкам, в скором времени технология телематики будет распространена не только в автокаско, но и других видах страхования: в страховании имущества, ДМС. Вы верите в это и почему?

– Цифровизация в страховании приходит уже сейчас, это факт. И в этой парадигме мы говорим не только о новых форматах общения с клиентом, но и о процедурах андеррайтинга, урегулирования убытков, подготовки индивидуальных предложений.

Пока на российском рынке нет явно успешных проектов в автотелематике – количество привлеченных через этот продукт новых клиентов очень небольшое. Возможно, ситуация изменится с повсеместным внедрением системы «ЭРА-ГЛОНАСС»: по умолчанию установка этой системы в каждый автомобиль отменяет необходимость монтажа дополнительного оборудования или использования мобильного приложения (как это происходит сейчас), а кроме того, массовое внедрение снимет существующую пока психологическую проблему эффекта слежения.

Тем не менее телематика – это тренд будущего, и ни одна компания не может позволить себе его игнорировать. Я убежден, что продукты с применением этой технологии могут быть интересны как клиенту, так и страховой компании.

С одной стороны, клиент получает индивидуальное предложение, на условия которого он может повлиять. И для него этот механизм прозрачен и понятен. В свою очередь, страховщик получает лояльного клиента, который идет навстречу компании и сообщает ей те или иные личные данные. Потенциально такой клиент менее убыточен, поскольку заинтересован в снижении рисков.

Если говорить о рынке носимых гаджетов, которые могут использоваться для сбора данных в медицинском или личном страховании, то он пока не достиг того уровня развития, чтобы серьезно изменить ландшафт по этим видам страхования. Пока это больше игра с клиентом. Сейчас мы еще только накапливаем данные, чтобы позже проанализировать сформировавшийся массив.

С другой стороны, личные виды страхования и ДМС пока не являются таким конкурентным видом, как каско, и характеризуются довольно низким уровнем проникновения. Носимые гаджеты потенциально могут дать возможность скорректировать тариф на 10–20% для определенных категорий лиц, но сейчас конкуренции за эти доли в тарифе между страховщиками нет.

 Какие новые диджитал-технологии применяются в вашей компании?

– Как любая конкурентная рыночная компания, мы, конечно же, внедряем у себя продукты с применением новых технологий – телематики, телемедицины. Совсем недавно запустили технологичный проект с широкой линейкой продуктов и полностью дистанционным сервисом, построенным по принципу единого окна.

Сегодня мы ведем работу над продуктами с использованием технологий компьютерного зрения, искусственного интеллекта и анализа больших данных и уверены, что за этим будущее. 

Мы совершенно отчетливо понимаем, что уже через несколько лет удобство и качество дистанционных сервисов станут одними из ключевых критериев при выборе страховой компании наряду с надежностью и репутацией.

 Ваши прогнозы на 2018 год по развитию страхового рынка в целом?

– На мой взгляд, в текущих условиях развития рынок имеет достаточно слабые перспективы. В 2018 году мы прогнозируем рост на уровне 10–15% и только благодаря опережающим темпам развития страхования жизни.

Для того чтобы произошел рывок, должны появиться новые продуктовые решения и требуется выйти на новые рынки, как это было ранее с рынком жизни и коробочными продуктами.

Источник: RAEX, https://raexpert.ru/editions/ovsyanitskiy_bsr-2017